Контактная информация

+ 7 (929) 642-67-64

Информация о блоге

6 публикаций 16 комментариев 2 читателя
Посмотреть другие блоги


Методика М.Монтессори - панацея или дань моде?Выбор игрушек и методик развития

Вот уже около 100 лет имя М.Монтессори - величайшего педагога-гуманиста знает весь мир. Уникальная судьба этой женщины трогает умы и сердца многих родителей и специалистов. Настолько сильно, что многие хотят ее повторить, не забыв при этом заработать. 
Родители зачастую, не зная ничего о методе, но зная, что и Маня, и Ваня из соседнего подъезда уже по нему занимаются, отдают детей в вырастающие как грибы после дождя Монтессори-центры. Как-то, еще работая в системе дошкольного образования, я заглянула в один из них, посмотреть, как идут занятия. Незабываемое ощущение удивления от того, что работающие там педагоги даже не знали, что Монтессори - это ОНА, преследует меня до сих пор. Теперь у меня есть ребенок, я мучительно выбираю, где начать его социализацию, обследовала еще некоторые центры в районе доступности. И, безусловно, они гордо называют себя центрами "Монтессори". Так о чем же эта методика и каков результат моего рейда, в этой статье. Не претендую на объективность в вопросе отзывов, но материалы о методике основаны на первоисточниках. 
Основная идея методики М.Монтессори - самовоспитание, самообучение, саморазвитие заложенных природой качеств. Мысль об "абсорбирующем разуме" пронизывает ее основные работы: впечатления не только проникают в сознание ребенка раннего возраста, но и формируют его, подобно тому, как стакан придает форму воде. Нельзя не согласиться, например, с вот этим утверждением: "ограждая ребенка от выполнения доступных ему физических действий (раздевание, кормление и т.д.), можно причинить вред подрастающему человеку, так как возникают препятствия... развитию его жизнедеятельности.....излишняя помощь является несомненным препятствием развитию природных сил ребенка". Кстати, многие специалисты по детскому развитию, отмечают, что многие мысли известного педиатра Е.Комаровского вторят идеям М.Монтессори.
Свою педагогическую систему Монтессори называла системой саморазвития ребенка в дидактически подготовленной среде.  Монтессори считала, что для получения образования достаточно создать такую развивающую среду, где дидактический материал выбирал бы не педагог, а сам ребенок, он же определял время работы с этим материалом и контролировал свои ошибки.
Свобода выбора, по мысли Монтессори, возможна именно в среде, специально созданной для ребенка и включающей привлекательные предметы, которые могли бы служить средствами развития.Надо отметить, что классические Монтессори-материалы настолько структурированы и практичны, что не претерпели изменений с момента их разработки, т.е. более 100 лет. Они привлекательны и просты в применении, позволяют реализовать принцип самообучения; устроены таким образом, что ребенок может самостоятельно обнаружить и исправить свои ошибки. Педагогам не нужно указывать на промахи детей, и их самоуважение не ущемляется. В рамках, определенных педагогом, ребенок может сам выбирать работу, которая нравится ему и соответствует внутренним интересам. 
Основные принципы методики М.Монтессори: 
1. Содействие естественному развитию ребенка;
2. Взаимодействия с "подготовленной средой";
3. Свобода выбора в подготовленной среде;
4. Индивидуальная активность в обучении;
5. Принцип предметности в обучении.
Группа по методике М. Монтессори  распределяется на зоны
1. Зона упражнений в практической жизни;
2. Зона сенсорного развития;
3. Зона математики; 
4. Зона русского языка;
5. Зона космического развития.
6. Зона двигательного развития
К сожалению, мода на методику Монтессори зачастую извращает ее основы. К слову сказать, в Италии существует школа для педагогов, которые хотят обучиться системе Монтессори. В России же зачастую педагоги, называющие себя педагогами-монтессори, даже не читали ее трудов в первоисточнике. В особенности, эта претензия относится к почти пугающим своим количеством развивающим центрам, в которых работают воспитатели, студенты педагогических вузов, лишь понаслышке знакомые с методом. В результате, нарушается основной принцип: "В рамках, определенных педагогом, ребенок может сам выбирать работу". Позволю себе поделиться опытом посещения 5 крупных развивающих центров, работающих по системе Монтессори в г. Москве. 
Отмечу, что часть из посещенных центров было оснащеные условным оборудованием: 2-3 известных пособий (типа рамок с застежками). 
Пожалуй, большую наилучшее оснащение я увидела в центре "Созвездие", НО! Меня очень инетересовала зона сенсорного развития, т.к. в возрасте до 2 лет - она основа основ. В соответствии с классикой в ней должны находиться:
Материалы для развития зрения: Для различения форм и размеров, развития зрительной памяти - 4 блока с цилиндрами и цветные цилиндры, розовая башня, коричневая лестница, красные штанги, геометрический комод с рамками - вкладышами и проекциями, объемные геометрические тела с основаниями.
Для развития цветового зрения - коробки с цветными табличками.
Для развития логического мышления на основе зрительного восприятия - комплект конструктивных треугольников, биноминальный и триноминальный кубы.
Материалы для развития осязания: Для различения на ощупь структуры поверхности - шершавые и гладкие доски для ощупывания, шероховатые таблички, ящик с тканью.
Материалы для различения температуры и теплопроводности:
Тепловые баллончики и тепловые таблички.
Материал для развития барического чувства (различения веса): Весовые таблички.
Материал для развития вкуса: Вкусовые баночки.
Материал для развития обоняния: Коробочки с запахами.
Материал для развития слуха: Шумящие цилиндры.
Материал для развития мускульной памяти: Цилиндры с пружинками.
Справедливости ради нужно сказать, что ни в одном из посещенных мною центров не было пособий на обоняние и вкус, что уже нарушает систему, поскольку идея Монтессори именно во всестороннем развитии. 
Но самый важный недостаток у всех один: "выгодное" для педагогов, организаторов, не знаю еще для кого, Но точно не для ребенка "прочтение" основного постулата системы. Есть две крайности: 1) педагог - обычный, не очень чуткий воспитатель, ищущий подработки, который в "стандартном" режиме понукает действиями детей, произнося типа "Вася, не трогай эту пирамидку, она для старших"! и т.п. 2) педагог не только не организует самостоятельную деятельность детей, он просто занят своими делами, тогда как кучка мам пытается найти применение пособиям. 
Из этого хочу сделать вывод: видимо, к сожалению, менталитет большинства российских педагогов не готов к этой системе, хотя и очень хочется. В то же время, основные принципы методики, названные выше, а также перечень пособий и деление на зоны логично использовать в домашних условиях. Читающих эту статью педагогов, очень прошу, прежде чем набрасываться на меня с помидорами, прочитать хотя бы основной труд "Помоги мне сделать это самому" и объективно проанализировать свою деятельность на поиск соответствий. 
Успешного саморазвития вам и вашим детям! 




  • Марианн Лынская
    Немного злобно, уж извините-наболело)
  • Аноним
    К сожалению, у нас (в России) очень мало грамотных монтессори-педагогов. Но у нас нет и дальнейшей системы развития. Ребенок после "правильной" системы, попадая в обычную школу, становится "белой вороной".
  • missbird
    Спасибо за статью! очень познавательно и увлекательно, а что скажете про "Ассоциацию Монтессори-педагогов в России"?? Все присматривала их курсы...
  • Марианн Лынская
    Не могу согласиться, что после Монтессори-сада ребенок будет белой вороной, это справедливо, скорее по отношению к Вальдорфу....
  • Аноним
    Про Ассоциацию ничего сказать не могу, я сама училась у Елены Хилтунен. Я работала в детском центре и наше руководство приглашало её из Норвегии. Тогда (7 лет назад), наша организация закупила полный комплект Монтессори в Омске. Это был единственный завод, где можно было купить весь комплект и отличного качества. Вот нас всех и обучали этой системе. Сейчас я ею не занимаюсь, но не стала бы отдавать своего ребенка в современные центры. В этом я согласна с Марианной. Все это есть дома, и если родители в адеквате, можно использовать элементы этой системы в домашних условиях.
    А мнение про детей сложилось исходя из собственных наблюдений. Не исключаю, что мне попались исключения из правил. Спорить с Вами, Марианна, я не буду. Исследований на эту тему не проводила.
  • Ника
    А зачем "Белым воронам" в учиться в обычной школе? Пусть "бороздят" просторы Вселенной! ;)
  • Аноним
    Я училась в Ассоциации Монтессори-педагогов. Могу сказать, что основы они закладывают очень хорошие, а дальше уже зависит от специалиста, его творческого потенциала и желания развиваться. По моему мнению, все вышесказанное можно отнести и к логопедам, которых сейчас так много выпускается после обычных курсов переквалификации. Все зависит от того, насколько человек честен сам с собой, готов ли он \"вгрызаться\" в свою специальность, творить и действительно помогать, а не отсиживать свое время.
  • Марианн Лынская
    Уважаемый Аноним, к сожалению, Вы правы про логопедов и увлеченность профессией. - это применимо в принципе к любому педагогу.
Аноним Изменить
Отправить

Получатель:

Получатель:

Прямой эфир АнонимПрограмма занятий "Сенсорно-интегративный логопедический интенсив" с 1 по 10 октября Наталья ПоповаПищалки-гремелки АнонимИнтенсивный курс по М.А.Р. – методу активации речи Марианны Лынской. Осень 2017 АнонимМ.Лынская Сенсорно-интегративная артикуляционная гимнастика АнонимИнтенсивный курс по М.А.Р. – методу активации речи Марианны Лынской. Осень 2017 АнонимИнтенсивный курс по М.А.Р. – методу активации речи Марианны Лынской. Осень 2017 АнонимСеминар - практикум « Нейропсихологические игры как базис запуска речи у не говорящих детей различного уровня развития внутри группового занятия» АнонимСеминар - практикум « Нейропсихологические игры как базис запуска речи у не говорящих детей различного уровня развития внутри группового занятия» АнонимСеминар - практикум « Нейропсихологические игры как базис запуска речи у не говорящих детей различного уровня развития внутри группового занятия» АнонимСеминар - практикум « Нейропсихологические игры как базис запуска речи у не говорящих детей различного уровня развития внутри группового занятия»