Контактная информация

+ 7 (929) 642-67-64

Информация о блоге

6 публикаций 16 комментариев 2 читателя
Посмотреть другие блоги


Обоснование метода сенсорно-интегративной логоработы М.ЛынскойВыбор игрушек и методик развития

Метод сенсорно-интегративной логопедической работы разработан логопедом М.И.Лынской для работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи. Опыт работы автора и других специалистов по этому методу позволяет рекомендовать его для использования в работе с детьми, имеющими разные формы безречия (алалию, задержку речевого развития, системные нарушения речи у детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы, интеллекта), тяжелые нарушения произносительной стороны речи (дизартрии, в т.ч. при детском церебральном параличе; апраксии и др.). 
При этом система логопедической работы с безречевыми детьми включает в себя 2 этапа, как правило, соответствующих двум годам проведения занятий. 
1 этап «Формирование предпосылок речевой деятельности». Автором выделены три типа предпосылок, необходимых для возникновения речи: аффективно-мотивационные (эмоциональные формы общения со взрослыми, мотивация к совместной деятельности со взрослым и речи), перцептивные (процессы обработки сенсорной информации, в т.ч. сенсорная интеграция) и когнитивные (механизмы идентификации, концептуализации, упреждающего синтеза, обобщения и категоризации). Формирование указанных предпосылок происходит одновременно с решением речевых задач, т.е. с вызыванием речевой активности, закреплением первых слов. Автор выступает противником использования альтернативных средств коммуникации на данном этапе, т.к. использование символизации предполагает опору на высшие уровни сенсорной интеграции, в то время как в соответствии с теорией сенсорной интеграции Дж.Айрес, а также методом «замещающего онтоегенеза» А.В.Семенович и др. методологическими основами предполагаемого метода, в процессе формирования какой-либо функции нервной системы (в т.ч. речи) необходимо двигаться в направлении «снизу вверх», давая ребенку овладеть всеми навыками развития раннего возраста, по каким-то причинам пропущенным им. Именно формирование предпосылок к речи, а не традиционные логопедические задания с помещением ребенка за стол, демонстрацией ему изображений (по сути – тех же символов), одновременной стимуляции обилия грамматических форм и пр., позволяют оптимизировать процесс логопедической работы. За счет формирования предпосылок к речи (не зависимо от возраста ребенка и тяжести нарушения) удается:
- развивать природный уровень языковой способности ребенка, давая возможность овладевать речью и языком по онтогенетическим законам, но в более поздние сроки; 
- избежать «кабинетного эффекта», то есть формировать речь в ее коммуникативном аспекте, преодолевать трудности актуализации речевых навыков, сформированных на занятиях; 
- опосредованно положительно влиять на поведение ребенка, развитие его двигательных возможностей, навыков самообслуживания и пр.; 
- гармонично подготовить ребенка к взаимодействию с обществом, обучению в общеобразовательных учреждениях. 
2 этап «Формирование системы родного языка» предполагает проведение логопедических занятий, задачами каждого из которых являются: 
развитие произносительной стороны речи: преодоление апраксии (при необходимости), развитие артикуляционных возможностей, фонационного дыхания, формирование слоговой структуры слова, исправление нарушенных звуков; 
развитие лексики: гармоничное обогащение лексикона ребенка (формирование представлений обо всех компонентах слова, его валентностей и пр.) всеми частями речи; 
формирование грамматических обобщений и противопоставлений: системное включение в занятие грамматических категорий в строго определенной онтогенетическими законами последовательности. 
Подчеркнем, что первоначально длительное время, отводимое на формирование предпосылок к речи, позволяет избежать отдельного этапа по формированию связной речи. 
Независимо от этапа работы каждое занятие включает в себя использование 7 видов чувствительности, однако основной акцент делается на развитие базовых видов чувствительности:
- вестибулярной и проприорецептивной; 
- тактильной;
- обонятельной и вкусовой. 
Одним из основных постулатов предлагаемого метода является активное подключение обоняния в каждое занятие. С 1,5 и до 5 лет функции развития и общения ребенка контролирует в большей мере лимбическая система, так же известно, что в стволе головного мозга находятся центры обоняния и вкуса, которые имеют «обширные ассоциативные способности» и стимулируют эмоции. Таким образом, можно проследить физиологическую зависимость обоняния и мотивации к речи, речевой активности. 
Организационно логопедическая работа по данному методу проводится в двух формах: 
- систематических индивидуальных и групповых занятий в течение двух-трех лет; 
- интенсивных курсов занятий, проводимых на свежем морском воздухе с целью активизации всех возможных для ребенка адаптивных механизмов. 
Интенсивные курсы предполагают совместное пребывание детей с законными представителями и специалистами в специально организованных развивающих, сенсорно-насыщенных пространствах на берегу моря. Большинство занятий проводится на свежем воздухе при поддержке натуропатических средств коррекции (ароматерапии, фитотерапии и др. по показаниям), что поддерживает ослабленную нервную систему детей, находящихся в системе ежедневных, комплексных и разнонаправленных занятий. Тесное ежедневное взаимодействие детей во время сенсорно-коммуникативных групповых занятий, индивидуально разработанная «сенсорная диета» (под «сенсорной диетой» принято понимать содержательный план занятий, упражнений для насыщения ребенка сенсорными стимулами по всем модальностям), использование современных методов игротерапии, арт-терапии и нейрокоррекции позволяет за 7-14 дней спровоцировать резкий скачок в развитии предпосылок к речевому развитию, в большинстве случаев – вызвать первые речевые знаки у неговорящих детей. Специалисты, ежедневно наблюдая за детьми не только в процессе занятий, но и в естественных условиях быстрее и эффективнее определяют индивидуальные схемы развития для каждого ребенка, составляют рекомендации по воспитанию навыков в домашних условиях. Кроме того родители ежедневно получают профессиональный комментарий с пояснением задач и результатов каждого занятия, что позволяет им продолжать занятия в последующем в том числе самостоятельно. 
Подводя итоги, можно выделить следующие основные особенности метода М.Лынской: 
- первоочередное формирование комплекса предпосылок к речи; 
- опора на базовые виды восприятия: тактильное, обонятельное и вкусовое, проприорецепцию и ощущений от вестибулярной стимуляции; 
- системное формирование всей языковой системы в комплексе с развитием навыков самообслуживания, социального поведения и пр.; 
- развитие речи в ее коммуникативном аспекте, что позволяет наиболее эффективно актуализировать полученные навыки и избежать «кабинетного эффекта». 
Подробнее об интенсивных курсах занятий по методу М.Лынской 
Получить консультацию Марианны Лынской,можно написав нам на электронную почту или позвонив по телефону: 8-926-529-31-63 

Аноним Изменить
Отправить

Получатель:

Получатель:

Прямой эфир АнонимМ.Лынская Сенсорно-интегративная артикуляционная гимнастика АнонимИнтенсивный курс по М.А.Р. – методу активации речи Марианны Лынской. Осень 2017 АнонимИнтенсивный курс по М.А.Р. – методу активации речи Марианны Лынской. Осень 2017 АнонимСеминар - практикум « Нейропсихологические игры как базис запуска речи у не говорящих детей различного уровня развития внутри группового занятия» АнонимСеминар - практикум « Нейропсихологические игры как базис запуска речи у не говорящих детей различного уровня развития внутри группового занятия» АнонимСеминар - практикум « Нейропсихологические игры как базис запуска речи у не говорящих детей различного уровня развития внутри группового занятия» АнонимСеминар - практикум « Нейропсихологические игры как базис запуска речи у не говорящих детей различного уровня развития внутри группового занятия» АнонимМорская глубина: сенсорная игра с гидрогелем АнонимМ.Лынская Сенсорно-интегративная артикуляционная гимнастика АнонимКэрол Сток Крановиц Разбалансированный ребенок