Контактная информация

+ 7 (929) 642-67-64

Информация о блоге

6 публикаций 16 комментариев 2 читателя
Посмотреть другие блоги


Быть или не быть: игрушки в детской комнатеВыбор игрушек и методик развития

У меня трое детей. И я - логопед. С первым ребенком мой невроз "отличницы" привел к тому, что я прочитала более сотни книг, статей и пр., о том "как правильно развивать ребенка", не считая знаний, полученных в университете. В попытках сделать "все правильно", невроз усугубился, заодно появившись у старшей дочери. Со вторым ребенком, в мое сознание стала закрадываться мысль о том, что люди, которые писали о том, "как правильно" тоже имели некий невроз, поэтому не факт, что они правы. К третьему ребенку - это мнение окрепло и я понимаю: никто не знает, как правильно, у каждого специалиста - свое мнение. У каждого родителя - свое. Иногда они совпадают, например, маме нравится процесс лепки из теста или пересыпания крупы из ложки в ложку, и она восхваляет методику Монтессори. А мне нравится "сенсориться", то есть играть во все, что воздействует на органы чувств и я стала адептом сенсорной интеграции. Поэтому я пишу этот пролог, объясняя тем самым, свое мнение по поводу "полезных" и "бесполезных"/вредных (?) игрушках. 
Эта статья не расскажет вам пугающих историй о ПВХ в китайских куклах, американской пропаганде расчленения инопланетян и пр., чем пестрит интернет, объясняя родителям какие игрушки покупать не нужно. 
Сразу оговорюсь по поводу интерактивных игрушек и их "однозначного вреда": нельзя покупать детям писающих кукол, ходячих собачек и пр. На мой взгляд и опыт, интерактивные игрушки иногда могут служить мотивационным подкреплением для некоторых детей. Например, смеющиеся куклы, переворачивающиеся животные и пр. "механизмы" способны заинтересовать ребенка с РАС, поэтому их можно использовать, скажем, вместо пищевого подкрепления. По поводу писающих кукол: не могу назвать ее вредной, но они, как правило, интересны 1-2 дня, а остальное для мам, не наигравшихся в детстве. Однако с помощью таких кукол можно наглядно показать детям, которые не могут овладеть навыком использования горшка, как это сделать. К интерактивным игрушкам относятся также "говорящие азбуки", многофункциональные центры, где что-то мигает и поет в ответ на действие ребенка. Использование таких игрушек однозначно не способствует развитию коммуникации и речи, а также действительно нагружает слухо-зрительную систему ребенка. Однако планшет и компьютер нагружают их еще больше. В связи с этим, если родитель устал или у него есть важное дело, например, чаю хочется выпить в тишине, то вполне возможно дать возможность ребенку в 21 веке взаимодействовать с "детищем технопрогресса". Важно лишь понимать ограничение времени такого взаимодействия. К слову, детям до 2 лет никакие планшеты, телевизоры, телефоны и компьютеры вообще не положены; детям с 2 до 3 лет - максимум 5 минут, детям с 3 до 5 - 10 минут, с 5 до 7 - 15 минут. И очень важно: не за раз, а в день! А если есть какое-либо нарушение речи, особенности нервной системы, то и того меньше. Меж тем воспоминания о том, как мы-современные родители, выросшие в однотипных резиново-деревянных игрушках, "дорвались" в 90-х до "томагоччи", "тетрисов" и пр. говорит о том, что полный запрет на все интерактивное скорее приведет к неистовому их употреблению в более самостоятельном возрасте. 
А вот однозначно неполезными я считаю игрушки, искажающие представления о мире. Про Барби писать не буду - очень у меня неоднозначное мнение. Но я знаю точно, что покупать синих собак или кукол, у которых голова больше тела в 3 раза не стоит. 
Также я однозначно уверена в том, что лучше купить настоящие музыкальные инструменты, чем их игрушечные аналоги, т.к. у последних синтезированный звук, который точно не способствует развитию правополушарных функций. 
В некоторых источниках встречается мнение, что детям нельзя покупать монстров, позволю не согласиться, так как много раз наблюдала, как в играх с чудиками и страшилками дети проживают свои страхи. Однако усердствовать с ними тоже не стоит. 
Теперь по порядку о том, что должно быть точно с точки зрения логопеда: 
- коробка или контейнер с музыкальными инструментами: знакомыми и редкими (например, ахоко, посох дождя и пр.), издающими звуки разной частоты, высоты, а также такими, из которых звуки достигаются не очевидными способами (например, казу). Такую коробку можно доставать ребенку для самостоятельного изучения как раз взамен планшету, пока хочется попить чаю, правда отсутствие тишины гарантировано...Музыкальных инструментов много не бывает, чем больше, тем лучше, просто ребенок будет иметь к ним непостоянный доступ во избежание перегруза. 
- коробка с моделями животных (птиц, насекомы), фигурками людей и т.п. В нашем магазине, кстати, таких много. О! Это мои любимые игрушки! С ними столько игр и вариантов!! Например, описаны в этой статье И мое мнение, что чем их больше - тем лучше, тогда их можно сортировать, считать и пр. 
- коробка с "непонятностями" - это такие мелочи, отвалившиеся детали от чего-то, содержание "киндеров" и пр., чему ребенок сам найдет применение, пофантазировав, а также что можно использовать в сенсорных коробках, вот тут есть их примеры
- собственно сами эти сенсорные коробки: у меня это несколько контейнеров и подносов,а наполнители хранятся в пакетах с зип-локом
- коробка с "ландшафтом": едой для животных, камнями, деревьями, ветками, цветами и пр. для сюжетных игр;
- коробка с мешочками с разными наполнителями, пищалками, гремелками, воздушными шариками с разными крупами и пр. сенсорно-зашитыми прелестями, вариантов игр с ними множество, обязательно расскажу об этом в одном из вебинаров; 
- игрушки для сюжетных игр: посуда (из разных материалов: деревянная, железная и пр.), коляски и кроватки, машинки, куклы (разных возрастов: от голышей до дедушек), одежда для кукол, расчески, набор доктора (кстати, покупать необязательно, лучше сделать самим, если интересно как, спросите в комментариях) и пр. Отмечу, что куклы и коляски нужны мальчикам, а машинки - девочкам!
- набор мячиков разной формы, величины, тактильных свойств, в том числе утяжеленных
- набор "сокровищ" для сортировки, приключений и т.п. Это могут быть коробки с природным материалом, искусственными и натуральными камнями. Например, игра-мемори с ракушками - просто хит на моих занятиях с детьми и у нас дома. 
Этот список можно продолжать бесконечно, но мне подумалось, что каждому виду можно посвятить отдельную статью как-нибудь. 
Ах, да! Как же развивающие: мозаики, кубики, пирамидки и паззлы. Тут вот какая с ними история...в последнее время они в таком количестве присутствуют в семьях, и родители умеют "играть" только в них, что их скоро впору будет называть "вредными"! Поэтому о них я писать не буду, о них много написано в интернете, я лишь скажу, что гораздо важнее учить ребенка играть во все вышеперечисленное, а занятия с пирамидками и вкладышами - это все же занятия, а не игры. 
Также отдельная статья посвящена игрушкам для новорожденных 



  • Аноним
    Расскажите про набор доктора, как сделать самим?
  • Аноним
    Марианна, поделитесь, пожалуйста, почему машинки - девочкам, а куклы и коляски - мальчикам?
  • Марианн Лынская
    Я имела в виду не исключительно,а в том числе,не корректно написала, видимо. Просто многие родители (особенно мальчиков)боятся им позволять играть в куклы, в результате их игры и социальные роли следовательно значительно обедняютмя. Про набор доктора обязательно отвечу в ближайшее время
  • Аноним
    Очень полезная, спасибо!
  • Аноним
    полезная статья*!
  • Аноним
    Статья классная!!! Все доступно. Все по делу. Можно ли ее распечатать и показывать родителям?? Авторство указывать конечно.
  • Марианн Лынская
    Конечно, можно
Аноним Изменить
Отправить

Получатель:

Получатель:

Прямой эфир АнонимМ.Лынская Сенсорно-интегративная артикуляционная гимнастика АнонимИнтенсивный курс по М.А.Р. – методу активации речи Марианны Лынской. Осень 2017 АнонимИнтенсивный курс по М.А.Р. – методу активации речи Марианны Лынской. Осень 2017 АнонимСеминар - практикум « Нейропсихологические игры как базис запуска речи у не говорящих детей различного уровня развития внутри группового занятия» АнонимСеминар - практикум « Нейропсихологические игры как базис запуска речи у не говорящих детей различного уровня развития внутри группового занятия» АнонимСеминар - практикум « Нейропсихологические игры как базис запуска речи у не говорящих детей различного уровня развития внутри группового занятия» АнонимСеминар - практикум « Нейропсихологические игры как базис запуска речи у не говорящих детей различного уровня развития внутри группового занятия» АнонимМорская глубина: сенсорная игра с гидрогелем АнонимМ.Лынская Сенсорно-интегративная артикуляционная гимнастика АнонимКэрол Сток Крановиц Разбалансированный ребенок