Контактная информация

+ 7 (929) 642-67-64

Информация о блоге

15 публикаций 62 комментария 2 читателя
Посмотреть другие блоги


10 рекомендаций по организации занятий с ребенком в домашних условиях Жить с ребенком - легко

Дорогие родители, если вашему ребенку требуются специальные занятия по развитию каких-либо навыков (речи, моторики, сенсорики) в домашних условиях, а также, если у вашего ребенка есть дисфункция сенсорной интеграции, то рекомендуем вам следовать следующим нехитрым рекомендациям для  получения более продуктивных результатов. 
Правило № 1. Да-да, именно правило, а не рекомендация. И, если Вы не готовы ему следовать, то все остальные пункты лучше не читать! Родитель (в большинстве случаев – мама) – это близкий, любящий человек, от которого ребенку нужны в первую очередь любовь, понимание его потребностей и принятие его со всеми его достоинствами и недостатками. А также ребенку хочется (даже, если на первый взгляд, этого не заметно), чтобы родитель с ним ИГРАЛ. Не занимался, а именно играл. Поэтому самой сложной задачей будет - в специально подобранных играх и упражнениях не выходить за рамки процесса эмоциональной игры, не становится «машиной по выполнению задания», следить за инициативой ребенка, не затмевать его инициативу поставленной задачей, заканчивать игру, когда этого хочется ребенку или, когда Вам надоело, а не когда «нужно это сделать». Итак, родитель с ребенком играет, а для специальных занятий обращается к специалисту, возможно, к студенту, педагогу, волонтеру, но к стороннему взрослому, у которого к ребенку совсем иное отношение и совсем другие личностные границы. 
Рекомендация № 2. Нервная система ребенка работает в определенных ритмах. Если коротко, то существует постоянная активность нервной системы и активность, вызванная внешними стимулами. Занятия и игры подразумевают активность вызванную. У детей с особенностями в развитии в большинстве случаев эти ритмы разбалансированы, ребенку не удается самостоятельно себя регулировать, настраивать на занятия. Поэтому родителям целесообразно помочь в этом ребенку. С этой целью определите, с одной стороны, режим дня (сна, приема пищи, прогулок), с другой – режим занятий. Во-первых, каждый день недели целесообразно посвящать тому или иному виду активности. Например, понедельник – творчество; вторник – сюжетные игры; среда – день сенсорных игр; четверг – активные, физические игры; пятница – речевые игры; суббота – когнитивные игры; воскресение – отдых. Если у вас нет возможности, организовывать игры и занятия ежедневно – это может быть другой график. Важно, чтобы ваш режим не был подвигом для родителя и ребенка, а был удобен для всех. А далее нужно распределить активности в течении дня. Например, в понедельник: с 10.00 до 10.30 – занятие с пластилином или тестом; с 11.30 до 12.00 – занятие с песком; с 16.00 до 16.30 – с бумагой, клеем, ножницами и т.д. Таким образом, через какое-то время нервная система ребенка будет настроена в определенное время заниматься чем-то, что сделает занятие более продуктивным. Если в этом есть необходимость, можно визуализировать активности. Заранее сфотографировать ребенка в разных видах активности, и перед занятием вывешивать на доску или холодильник фотографию ребенка, комментируя: «Сейчас играем с песком». Важно! Если ребенок хочет поиграть с песком в другой день, режим не является поводом для отказа! 
Рекомендация № 3. Выберете для материалов каждого вида активности одно и то же место, возможно, маркируйте его, наклеив на ящики, контейнеры и пр. соответствующие наклейки: карандаши тут, животные тут. Это будет способствовать развитию социальных и когнитивных навыков ребенка. 
Рекомендация № 4. Большинство занятий предполагает предварительную «презентацию», то есть демонстрацию способа взаимодействия с материалом. Во время этой презентации действия взрослого: максимально продуманы и не содержат лишних движений; направлены на интерес ребенка (зачастую наблюдаю, как родитель во время демонстрации процесса лепки так увлекается, что забывает цель своей демонстрации); сопровождаться максимально кратким и ёмким речевым комментарием: «Мишка хочет кушать. Покорми его. Вот кастрюля. Тут каша. Нужно ложкой положить кашу в миску. Вот так. Теперь ты». Больше советов по тому, как общаться с неговорящим ребенком, в моей книге, она вот здесь. 
Рекомендация № 5. С одной стороны, у ребенка 3 лет в принципе не может получиться так же ловко и быстро, как у Вас, соответственно: не стоит предъявлять к ребенку повышенные требования. В какой-то момент ребенок может расстроиться, разозлиться, что у него что-то не получилось, задача взрослого – помочь ребенку быть в этом состоянии (не переключать, а именно понять, что произошло что-то, но в итоге справиться с этим можно вот так). И, если Вы чувствуете, что разозлились на своего ребенка, не старайтесь подавить в себе это, честно признайтесь: «Я злюсь» и закончите игру, передайте ребенка другому взрослому по возможности, восстановите свое равновесие, и лишь после этого возвращайтесь к активному взаимодействию. 
Рекомендация № 6. Определите место для занятий каждым видом активности: творчество за столом, сенсорные игры на полу, застеленном пленкой или в надувном бассейне и т.д. 
Рекомендация № 7. Определите ритуал начала и окончания занятий. Для ребенка до 7 лет желательно, чтобы это была сенсорная стимуляция. Например, перед занятием – пить воду через соску или трубочку, переворачиваться вниз головой (при отсутствии эпи-активности). А в конце занятия – поглаживать ребенка различными составными частями тактильных наборов
Рекомендация № 8. Помните о мотивации. Заведите «волшебный мешочек» для ребенка, куда он будет складывать выигранные у родителя кусочки сахара, орешки, мелкие конфетки, перышки, блестки, камушки марблс и пр. Старайтесь реже использовать слово-паразит «молодец», а оценивайте ваше отношение к занятию: «Я так рада, что у тебя получилось это сделать». 
Рекомендация № 9. Предоставьте ребенку право выбора игр внутри активности. Например, вы собираетесь играть в фасолевом бассейне: там можно обсыпать ребенка бобами, можно устраивать салют, можно пересыпать бобы в емкости и пр. Ребенок самостоятельно может выбирать, что он будет делать вначале, а что потом, а также когда пора закончить занятие. 
Рекомендация № 10. В течение каждого дня чередуйте специальные игры и упражнения с эмоциональными, фольклорными играми, потешками, играми с обниманиями, совместными прятками под одеяло и пр. Если у вашего ребенка присутствуют аутостимуляции, не пытайтесь их «искоренить», а подключайтесь к ним, придавая им символическое значение. Например, когда ребенок начинает кружиться, обнимайте его, кружитесь вместе и рассказывайте стишок про «карусель». 

Желаю вам успехом, логопед и автор проекта Марианна Лынская! 


  • Аноним
    Марианна, спасибо.
  • Мария Грабовая
    Марианна, спасибо, очень полезная информация!
  • Юлия Сухомлинова
    Большое спасибо за такие полезные рекомендации!!!
  • Аноним
    Спасибо! Терпения всем и оптимизма!
  • Аноним
    просто замечательно!
Аноним Изменить
Отправить

Получатель:

Получатель:

Прямой эфир АнонимИнтенсивный курс по М.А.Р. – методу активации речи Марианны Лынской. Осень 2017 АнонимМ.Лынская Сенсорно-интегративная артикуляционная гимнастика АнонимИнтенсивный курс по М.А.Р. – методу активации речи Марианны Лынской. Осень 2017 АнонимИнтенсивный курс по М.А.Р. – методу активации речи Марианны Лынской. Осень 2017 АнонимСеминар - практикум « Нейропсихологические игры как базис запуска речи у не говорящих детей различного уровня развития внутри группового занятия» АнонимСеминар - практикум « Нейропсихологические игры как базис запуска речи у не говорящих детей различного уровня развития внутри группового занятия» АнонимСеминар - практикум « Нейропсихологические игры как базис запуска речи у не говорящих детей различного уровня развития внутри группового занятия» АнонимСеминар - практикум « Нейропсихологические игры как базис запуска речи у не говорящих детей различного уровня развития внутри группового занятия» АнонимМорская глубина: сенсорная игра с гидрогелем АнонимМ.Лынская Сенсорно-интегративная артикуляционная гимнастика