Контактная информация

+ 7 (929) 642-67-64

Информация о блоге

15 публикаций 62 комментария 2 читателя
Посмотреть другие блоги


Отдавайте только те приказы, которые будут выполненыЖить с ребенком - легко

В моей практике (логопеда) все чаще встречаются дети с нарушениями понимания речи. Я не ставлю перед собой цели в этой статье рассматривать причины этого явления или писать сложные тексты о феномене. Эта статья адресована взрослым неговорящих детей или говорящих, по большей части, эхолалиями. Мне часто приходиться слышать от родителей, что их дети «не говорят, но всё (!) понимают». В результате последующей беседы я узнаю, что «всё» - это в основном ситуативные инструкции и обращения, зачастую сказанные в знакомых ребенку ситуациях и подкрепленные наглядной демонстрацией способа действия. Например, ребенок бежит к ванной на фразу «Идем купаться», начинать обуваться после фразу «Обувайся» и демонстрацией ботинок. Если я спрашиваю родителей: а, если Вы скажете «Идем купаться», находясь в гостях у знакомых, где раньше не были, отреагирует ли Ваш ребенок поиском ванной комнаты или хотя бы удивлением на лице? Если Вы скажете «Обувайся», когда ботинок рядом нет и ребенок рассматривает игрушку, будет ли он искать свою обувь? Даже, если неговорящий ребенок отличает банан от яблока по Вашей просьбе, сможет ли он принести из корзины не яблоко, а яблоЧКо или яблокИ? Сможет ли он спрятать яблоко по Вашей инструкции: НА корзину и ЗА корзину? И вот после этих вопросов мы с родителями вместе узнаем реальный уровень понимания речи, который часто не соответствует понятию «всё понимает». 
Расскажу для начала, что в «мышлении логопеда» означает понимание речи или то самое «всё»: 
- понимание значений отдельных слов вне их демонстрации (находясь в комнате, Вы просите ребенка принести банан, и он его приносит); 
- понимание значений слов вне зависимости от внешнего вида предмета, по определению сигнальных признаков объекта (у тигра – полоски, а у льва – грива; ребенок знает это и не путает этих животных); 
- понимание грамматических значений. Оговорюсь, что некоторые ошибки в восприятии провоцируют взрослые, например, бабушка просит ребенка принести из соседней комнаты «шапочку», имею в виду достаточно большую шапку-ушанку дедушки, или мама комментирует  совместную деятельность по укрыванию кровати 2 метров в ширину словами «сейчас заправим кроватКУ». Грамматические категории меняют само слово или образовывают новое. Ребенок, понимающий речь, может принести «морковный» без уточнения существительного, потому что он «среагирует» на морфологию; 
- понимание вопросов косвенных падежей: покажи, ЧЕМ играет девочка? КОГО ты сейчас покормил? 
- понимание предлогов: здесь, конечно, можно ошибиться в интерпретации, т.к. за различение предлогов еще отвечает сохранное оптико-пространственное восприятие; 
- понимание логико-грамматических конструкций, сравнительной степени: старше, больше и т.п.; 
- понимание переносного значения и многозначности: идти может и человек, и дождь, и часы; 
- ребенок понимает не только отдельные предложения, но и тексты. 
При оценке уровня развития понимания речи, логопед может определить: нулевой (не реагирует на имя, не понимает инструкций без наглядной подсказки); ситуативный (может показать предметы своего обихода, выполнить отдельные инструкции, показать части тела); номинативный (знает название многих предметов, но не различает глаголы, прилагательные, не понимает вопросов косвенных падежей); предикативный (не дифференцирует грамматические категории) и, наконец, расчлененный – понимает все, в соответствии с возрастной нормой. В норме к 3 годам ребенок имеет расчлененный уровень. 
Если Вы определили, что Ваш ребенок полностью или частично не понимает речь, то, прежде чем он заговорит или начнет развиваться связная речь, его уровень понимания речи должен подняться на ступень выше. А для этого помимо работы с логопедом следует соблюдать нехитрые правила: 
1. Меньше окружающего шума. Если для ребенка типична ситуация, когда мама пытается обучить его отличать собачку от кошки, а вокруг: бабушка перекручивает мясо в комбайне; старый дедушка, чтобы услышать новости, смотрит телевизор так, что слышно соседям, а папа пылесосит, вряд ли малыш сможет вычленить из потока поступающей слуховой информации нужную. 
2. Меньше речевого шума. В интернете много рекомендаций о том, как важно с неговорящим ребенком больше разговаривать. В результате годовалым детям рассказывают устройство холодильника, либо же мамы без отдыха комментируют все вокруг по принципу: «что вижу, то пою». Но на самом деле для ребенка с нарушением понимания речи - это лишь дополнительная нагрузка, которая вводит его нервную систему в режим «охранительного торможения». 
3. Общайтесь с ребенком на том уровне, который ему доступен сейчас. Это основное правило, именно поэтому в названии статьи – цитата Наполеона: «Отдавайте только те приказы, которые будут выполнены». Когда мама годовалового ребенка спрашивает его «Ну, что ты плачешь?», какой ответ она хочет услышать? Однако, это создает у ребенка ситуацию неуспеха, провоцируя в дальнейшем много проблем с поведением. Когда педагог, зная, что ребенок не отличает банан от машинки, дает инструкцию: «Вот, Вася посмотри, какая пирамидка, красивая пирамидка, давай ее соберем правильно, от большого к маленькому», что из всех этих слов должен понять малыш? Это сложный навык – уметь пристраиваться к уровню ребенка. И родителям, и специалистам помогут два упражнения: 
- запишите на диктофон свой разговор с ребенком, те инструкции, которые Вы даете и пр. В свободное время – проанализируйте, что было лишним, как можно было сократить; 
- составьте перечень фраз-обращений, поощрений, порицаний. Например, если ребенок дерется, кусается и пр.: не стоит вдаваться в длинные пояснения, что маме (другому) больно, что ее увезут в больницу, ее накроет столбняк и она погибнет. Нужно просто сказать: «Стоп, нельзя так делать». А, если ребенок успешно выполнил задание, похвалите его за конкретное качество, а не непонятным словом «Молодец». Например, «Ты так красиво нарисовал!». 
4. Приучите себя, чтобы содержание Вашей речи соответствовало эмоциям. Если ребенок ударил маму, а она гладит его по голове и говорит «Ванечка, не нужно, маме больно», а сама испытывает раздражение внутри, то ребенок, «считав» эмоциональную информацию и раздражения, и ласки одновременно, не поймет и обязательно повторит свое действие. 
5. Есть такое понятие в логопедии и психологии – «внутренняя речь». Это такие конструкции, в основном глагольные, которыми мы «думаем». Например, если Вам нужно выйти из дома, Вы думаете: одеться, обуться, открыть дверь. Вы не думаете и не проговариваете внутри себя, какие картины весят у Вас на стенах и какого оттенка Ваши туфли. Общаясь с ребенком, не понимающим речь, стройте предложения, чтобы они максимально были приближены к структуре внутренней речи: «возьми», «кидай», «это сюда» и т.п. Используйте больше глаголов и меньше существительных, если ребенок совсем не понимает речь. 
6. Используйте визуальные подсказки, например, фотографии самого ребенка, визуальное расписание. 
7. Разговаривая с ребенком, утрируйте мимику и артикуляцию. 
Удачи всем родителям, а педагогам – внимания к подаче инструкций!  
PS: для всех, собирающихся копировать, не забудьте, что текст написала я - Марианна Лынская. Спасибо! 
Аноним Изменить
Отправить

Получатель:

Получатель:

Прямой эфир АнонимИнтенсивный курс по М.А.Р. – методу активации речи Марианны Лынской. Осень 2017 АнонимМ.Лынская Сенсорно-интегративная артикуляционная гимнастика АнонимИнтенсивный курс по М.А.Р. – методу активации речи Марианны Лынской. Осень 2017 АнонимИнтенсивный курс по М.А.Р. – методу активации речи Марианны Лынской. Осень 2017 АнонимСеминар - практикум « Нейропсихологические игры как базис запуска речи у не говорящих детей различного уровня развития внутри группового занятия» АнонимСеминар - практикум « Нейропсихологические игры как базис запуска речи у не говорящих детей различного уровня развития внутри группового занятия» АнонимСеминар - практикум « Нейропсихологические игры как базис запуска речи у не говорящих детей различного уровня развития внутри группового занятия» АнонимСеминар - практикум « Нейропсихологические игры как базис запуска речи у не говорящих детей различного уровня развития внутри группового занятия» АнонимМорская глубина: сенсорная игра с гидрогелем АнонимМ.Лынская Сенсорно-интегративная артикуляционная гимнастика