Контактная информация

+ 7 (929) 642-67-64

Информация о блоге

15 публикаций 62 комментария 2 читателя
Посмотреть другие блоги


КАК ОПРЕДЕЛИТЬ АУТИЗМ у ребенка? (личное мнение Марианны Лынской)Жить с ребенком - легко

Основной проблемой диагностики аутизма является вариабильность его критериев в разных источниках. Специалисты пытаются вычленить специфические только для аутизма критерии, позволяющие однозначно определить его наличие. Наиболее популярной в настоящее время является «триада аутизма», куда входят:
1) нарушения общения и социальных контактов;
2) стереотипии и отсутствие действий, основанных на воображении и представлении;
3) особенности речи.
Весьма размытые критерии, на мой взгляд. Исследователи также приписывают аутистам эхолалии и аутостимуляции, именно эти две особенности порождают, не побоюсь этого слова истерию (мне очень грустно, что приходиться употреблять именно этот термин, но он наиболее подходящий к ситуации, к сожалению) среди родителей, которые видя, что ребенок не задумываясь повторяет слова взрослых (эхолалии) или кружится вокруг себя, «по интернету» диагностируют у него аутизм. Именно отсутствие четких критериев, а также маркетинговая популярность аутизма приводит к бесконечным «аутоподобным состояниям», «аутичным чертам» и другим словам «около аутизма». 
В этой заметке я лишь выскажу свое личное мнение на проблему, не претендуя на «единственную истину». Я также в последнее время веду собственное исследование для выделения базовых черт аутизма с целью разработки дифференцированной методики реабилитации и адаптации. Это мнение - не статья, но меня разрывает поговорить об этом со специалистами и родителями, чтобы понять, в чем я ошибаюсь, а в чем нет, чтобы итогом в моей новой книге было относительно объективное мнение. Далее по пунктам мое мнение об острых вопросах «аутизма» в родительской среде. 
1. Аутичных черт, поведений аутичного типа и пр. вариантов не существует. Либо есть аутизм, либо есть другое состояние, похожее на аутизм, НО требующее ИНОЙ системы коррекции. Именно поэтому так важна дифференциация. А те, кто пишут «аутичные черты» - это все равно, что написать человеку с инсультом «больная голова», а уж почему она болит из-за инсульта, из-за мигрени, из-за травмы и др. – не суть важно. 
2. Нарушение социальных контактов может быть еще при целом ряде расстройств, как минимум, при агнозии и при мутизме, о которых многие специалисты, к сожалению, забывают. 
4. Эхолалии – это вообще нормальный процесс усвоения речи, здесь нужно четко различать эхолалии и речевые стереотипии. 
5. Стереотип – не признак аутизма, а признак: 1) незнания, как играть и что делать с предметами. Я хочу играть с машинками, но не знаю: КАК и ЗАЧЕМ, поэтому я выставляю их в рядочки; 2) фрустрации и желания нервной системы успокоиться. 
6. Аутостимуляции – характерная черта любого ребенка, особенно ребенка с органическим повреждением мозга. Да, в т.ч. с аутизмом, но не только. Взрослые люди, которые крутят пряди волос, притоптывают ногой и др. тоже аутостимулируются, потому что: 1) нервничают (тревожатся, боятся и пр.); 2) им скучно; 3) сосредоточены и мозг поддерживает нужный уровень активности. 
Для меня, как для специалиста все выше перечисленное – лишь проявления поведенческих реакций, требующих анализа и в зависимости от его результатов определенных действий. 
Для меня к признакам аутизма скорее можно отнести следующее (кратко опишу, подробнее планирую в новой книге): 1) снижение потребности к любой форме взаимодействия с человеком, как с объектом, способным передать опыт. Ребенку с аутизмом не интересен человек, в первую очередь, потому что у него нарушена способность к имитации. Если я не умею повторять, копировать (в частности, см.теорию «нарушения зеркальных нейронов»), то зачем мне взаимодействовать с этим человеком? Здесь важны именно невербальные, эмоционально и сенсорно насыщенные способы коммуникации в диагностике, иначе мы рискуем перепутать аутизм с другим расстройством. Иными словами: если специалист на приеме создает условия, биологические активные условия, которые «трогают» любого представителя человечества, и пытается вызвать у ребенка интерес к взаимодействию с этими условиями, а ребенок не
проявляет к этому интереса, не способен к имитации – это один (не единственный) из «маячков»; 2) неспособность к завершению вертикальных моторных программ (подробнее о том, что это в моих тренингах, в т.ч. в последнем, проведенном в Краснодаре). Дети с аутизмом не воспринимают «конца» вертикальных линий, например, продолжая выстраивать пирамидку, даже если ее остов уже полностью закончен; 3) отвержение, резкий протест (агрессия, уход) против вмешательства в действия ребенка (в большинстве случаев, стереотипные в связи с выше перечисленными двумя причинами); 4) несоответствие эмоциональных реакций (в том числе их отсутствие) эмоциональному общению с ребенком. Здесь я придерживаюсь теории, что если у ребенка «чистый аутизм», а не состояния на него похожие, то у него органически повреждены те структуры мозга, которые отвечают за эмоциональное развитие, а именно за память на связь между переживанием, сенсорным и социальным опытом и эмоцией, которое это вызывает. Иначе говоря, ребенок просто не знает, «не помнит» как реагировать на то, когда взрослый с азартом пытается с ним поиграть или, когда взрослый с опаской кричит, что «так делать нельзя». Ребенок просто не помнит эмоциональных последствий. 
И наконец, о том, что же, если все-таки диагностирован аутизм. 
Еще в период моей активной деятельности на кафедре вуза, я столкнулась со странным мнением, бытующим даже в среде профессионалов (не говоря о родителях): если есть аутизм, с ним ничего нельзя сделать. Всё. Приговор для родителя и ребенка. Одна доцент как-то мне сказала: «Как это алалики у вас говорят? они же алалики – у них нет речи». На что я ответила: «Но у вас же глухие начинают говорить, хотя они не слышат». Если это не поддается коррекции, тогда зачем все мы (толпы специалистов) нужны? Верно выбранные методики развития и адаптации для детей с аутизмом приводят к тому, что дети начинают говорить, количество их аутостимуляций снижается, социальные контакты появляются, стереотипии сокращаются и «приспосабливаются». Я общаюсь со взрослыми людьми, имеющими аутизм. Они имеют работу, друзей и семьи, именно потому что их родители своевременно стали с ними заниматься по верным (!) методикам. А возможно это лишь в том случае, если родитель перестает желать «вылечить» ребенка, чтобы он начал соответствовать его ожиданиям, а в первую очередь думают о будущем своих детей (будущее – это не «пойдет ли он в обычную школу», будущее – это вся его жизнь, в т.ч., когда родителя рядом уже не будет). Итак: если всё же у ребенка действительно аутизм, то пошаговая инструкция для родителя следующая: 1) изучить современные источники об аутизме и методиках коррекции, как минимум книгу «На ты с аутизмом», НО не интернет!, а серьезные исследования; 2) найти специалиста, кто сможет составить комплексную программу реабилитации. Не дать волшебную таблетку, стимуляцию мозжечка, Томатис, дельфинов и пр., что подкрепляет святую надежду «он станет нормальным», а именно работу вместе с родителем, понимая, что ребенок будет расти и развиваться, имея аутизм, будет отличаться от других, но будет счастливым. 3) жить, заниматься своей жизнью, отделиться от ребенка, перестав говорить «у НАС аутизм и МЫ до сих пор не ходим на горшок», обратиться к психологу, понимая, что жить вместе с ребенком, имеющим аутизм на первых порах, сложно и нужно уметь отделять свои собственные процессы от его. 
Все эти размышления привели к тому, что мною продумана новая программа занятий для детей с аутизмом, которая будет внедряться на ближайшем интенсиве в сентябре-октябре.


На все вопросы об интенсиве отвечает не Марианна, а менеджер программ, связаться с которым можно по почте mapintensiv@gmail.com или по телефону + 79788066477
Аноним Изменить
Отправить

Получатель:

Получатель:

Прямой эфир АнонимМ.Лынская Сенсорно-интегративная артикуляционная гимнастика АнонимИнтенсивный курс по М.А.Р. – методу активации речи Марианны Лынской. Осень 2017 АнонимИнтенсивный курс по М.А.Р. – методу активации речи Марианны Лынской. Осень 2017 АнонимСеминар - практикум « Нейропсихологические игры как базис запуска речи у не говорящих детей различного уровня развития внутри группового занятия» АнонимСеминар - практикум « Нейропсихологические игры как базис запуска речи у не говорящих детей различного уровня развития внутри группового занятия» АнонимСеминар - практикум « Нейропсихологические игры как базис запуска речи у не говорящих детей различного уровня развития внутри группового занятия» АнонимСеминар - практикум « Нейропсихологические игры как базис запуска речи у не говорящих детей различного уровня развития внутри группового занятия» АнонимМорская глубина: сенсорная игра с гидрогелем АнонимМ.Лынская Сенсорно-интегративная артикуляционная гимнастика АнонимКэрол Сток Крановиц Разбалансированный ребенок