Контактная информация

+ 7 (929) 642-67-64

Информация о блоге

2 публикации 3 комментария 0 читателей
Посмотреть другие блоги


Фольклорные игры с мамой и другими близкимиСемейные традиции и занятия

Фольклорные групповые занятия и традиции пестования в индивидуальных формах - неотъемлимая часть наших занятий во время сенсорно-интегративных курсов. А также подобные игры и занятия всегда присутствуют в рекомендациях специалистов по результатам консультаций. О том, что это такое, зачем это нужно рассказывает в этой статье наш дефектолог - Вероника Малькова. 
У каждого народа в наследии есть те или иные формы фольклора. Русская традиция фольклорных игр сильно побледнела в виду своеобразного исторического пути развития России. Раньше потешки, хороводы, колыбельные были неотъемлемой составляющей в контакте между поколениями близких родственников. Сейчас эта культурная традиция потеряна, и воспринимается как "нечто".

Значение фольклорных игр для развития ребенка 
Фольклорные игры являются тем временем, которое родитель посвящает только ребенку, развивая его коммуникативные умения, аффективную регуляцию поведения и обогащая эмоционально-личностные качества малыша. 
Фольклорные игры ритмичны, как и нервна система человеческого организма, причем ритм усложняется по мере взросления ребенка, так как развивается его чувственное восприятие. Так детям младенческого возраста мы предложим "Побегушки бегут, а поползушки ползуууут" (быстро-медленно 1:1), а детям старше 2 лет "Ехал пан", где есть три разных ритма, пауза и кульминация.
Фольклорные игры сопровождают режимные моменты в жизни ребенка: подъем после сна ("Утро настало - солнышко встало"), одевание, прием пищи ("Сорока-ворона"), купание, укладывание спать. 
Многие фольклорные игры содержат в себе обращение к ребенку по имени ("А где наша Маша?"), что развивает самосознание у ребенка и формирует его "Я". Телесные ощущения являются физической базой для этого понятия, и во многих потешках проговариваются названия частей тела ребенка с одновременным их поглаживанием или постукиванием или пощипыванием, одним словом, с физическим воздействием, которое обозначает ребенку границы его тела и схему 
его тела ("Тут лес, тут поляна..." Или "Потягунюшки, попастунюшки"). Прекрасно, когда папы активно участвуют в фольклорных играх с детьми, будучи полураздетыми, укрепляя телесный контакт с детьми. 
Все действия сопровождая словами, мы формируем у ребенка пассивных словарь и даем общее представление о строении речевого высказывания. Интонации варьируем и тем самым удерживаем внимание ребенка на своем лице, даем ему представления об артикуляционном праксисе родного языка. Со временем малыш будет подпевать нам, вытягивать губы и звучать самостоятельно, когда мы специально сделаем паузу перед интересным ему моментом ("в ямку - бух"). Бывает, что у малыша не задалось настроение после сна, тихо и выразительно напевая потешку, мы дадим ему возможность переключиться на другое событие, в котором его ждут радостные эмоции ("Идет коза рогатая"). 
Фольклорные игры содержат в себе отражение знаний народа о природных явлений ("Как на горке снег"), животном мире ("Лунь плывет") и деятельности человека ("Этот брате в лес пошел"). И эти знания ребенок усваивает в игровой эмоционально насыщенной форме, обращаясь, как к взрослому, так и к сверстнику, формируя свое социальное и коммуникативное сознание. 
Потешки, пестушки, колыбельные песни являются первыми фольклорными играми, с которых ребенок начинает свое знакомство с песнями и ритмом. При этом играть можно и лежа, и сидя спиной или лицом к маме. 
Ребенку, освоившему ходьбу, предлагаются хороводные игры. Играя дома, нужно приглашать всех детей в игру, а можно "заводить" хороводы, приглашая к себе семьи с детьми или в гостях у них. Хороводные игры также ритмичны и эмоциональны. В них ребенку нужно сделать выбор сверстника для продолжения игры, назвав его имя, посмотрев на него. Тем самым происходит расширение и усложнение социальных контактов ребенка с окружающим его миром. Хороводы бывают круговыми со сменой ритма ("Как по морю, по реке"), а также с остановками и повторением действий за ведущим ("Мак маковистый"). В других хороводах дети по очереди приглашаются в круг и в центре круга выполняют действие в соответствии со словами звучащей песни ("Колпачок, колпачок, тоненькие ножки"). И подражательные хороводы, в которых ребенок находится в центре круга и показывает всем окружающим некое действие, которое они должны повторить за ним ("Как у тетушки"). Подобная игровая интеракция провоцирует ребенка на выразительность и разнообразие своих движений, так как он видит их в более мощном проявлении. Ребенку важно научиться подстраивать свои движения под общий ритм и быть ориентированным в вербальной информации сквозь общий шумовой поток движения и голосов.
Мы видим многообразие фольклорных игр и их значение в развитии ребенка. Стоит отметить, что недавние исследования в отечественной психологии (Л.П.Белопольская, О.В.Рубан) подтвердили значимость и эффективность фольклорных игр для коммуникативного развития особых детей. На интенсивных программах в Крыму мы организуем детско-родительские фольклорные групповые занятия для детей с алалией, аутизмом, органическим поражением центральной нервной системы и задержками развития.
Рекомендации для проведения фольклорных игр
1. Вам должно быть искренне интересно совместное пребывание с текстами потешек или колыбелен или хороводов. Но иногда нужно переступить и через свои страхи и ожидания во благо развития ребенка.
2. Должен быть контакт лицо-в-лицо. Либо ребенок лежит и Вы смотрите на него, пока гладите ручки вместе с потешкой, либо сидит на Ваших коленях к Вам лицом, либо Спиной к Вам, но вы сидите перед зеркалом.
3. Ваш голос выразителен, певуч. Стесняться нечего, Ваш малыш любит только Ваш голос, он единственно ему дорог.
4. Ваше лицо подвижно, глаза горят! Если Вам потешки или пестушки неинтересны и воспринимаете их как выполнение родительского долга, то лучше 1) найти интересные Вам тексты или 2) ограничиться одной песенкой и качанием на руках или коленях. Притворство будет ребенком молниеносно распознано и его интерес угаснет, будет вырываться и всячески противиться таким играм, см.пункт 1.
5. Внимательно следим за реакциями ребенка. Вы должны их дожидаться, отвечать на них и продолжать, если ему еще интересно. Если малыш слезает с коленок после первого пропевания Сороки-вороны, то и хорошо. Спокойно отпускаем и следуем за ним в его игру, за его интересом. А потом предлагаем другую потешку, например, для всего тела Потягунюшки.
6. Темп сначала даем умеренный, иногда нужен медленный, и от раза к разу немного увеличиваем.
7. Если ребенок боится качаться в одеяле, то качаем его в одеяле, но на своих руках. Почти всех детей качание успокаивает, но некоторые дети в виду нарушения сенсорной интеграции испытывают трудности обработки вестибулярной информации, испытывают страх и отказываются от активности. Мы помогаем постепенно привыкнуть. 
8. Бывает, что мама начинает петь, а малыш закрывает ей рот ладонями. Попробуйте петь шепотом или просто "мурлыкая" мелодию и выполняя нужные действия со взглядом в глаза ребенка.
9. Все удовольствия в меру. Вы можете устать раньше малыша, поэтому спокойно останавливаем игры, озвучиваем спокойно причину и обещаем позже поиграть еще.
Приведем примеры текстов, упомянутых выше
"Ехал пан" (рассказывается на три ритма)
Ехал пан, ехал пан —
Шагом, шагом, шагом;
Ехал пан, ехал пан —
Рысью, рысью, рысью;
Ехал пан, ехал пан —
Махом, махом, махом —
Бух!
"Лунь плывет" 
Лунь плывет, Лунь плывет! (медленные движения руками, из сторон в центр)
Галки летят, Галки летят! (быстрые взмахи руками, имитирующие птиц). 
"Что в горбу?" 
Ребенка сажают к себе на колени, лицом к себе, ритмично похлопывая по спине в такт читают: 
Что в горбу?
Денежки
Кто клал?
Дедушка
Чем клал?
Ковшиком?
Каким?
Позолоченным
Сверху, снизу 
Медью околоченным 
"Паук-паутиныч"
Ребенок лежит на животе, родитель читает текст, совершая "изображающие движения" по тексту
Паук-паутиныч паутины вил
Вдруг покапал дождик - паутину смыл
Выглянуло солнце, все пошли гулять
Паук-паутиныч трудится опять. 
"Тяни холсты" 
Потряхивая ручки/ножки, сгибая и разгибая их, протягивайте:
Тяни (тянем последний слог) холсты (произносим быстро),
Тяни холсты ,
В коробочку Накладывай!
"Ловля рыбы"
Посадите ребенка на колени лицом к себе. Покачивая  к себе и от себя, приговаривайте:
Тяну , тяну,
Рыбу ловлю,
В кошель кладу,
Домой несу.
Щучки – в кучки,
Плотички – в полички.
Один ершок –
Да и тот в горшок.
Щей наварю,
(Имя ребенка) накормлю,
Спать уложу.
"Старый барабанщик"
Ребенок садится на колени к родителю, родитель руками ребенка стучит по его животу. 
Старый барабанщик, старый барабанщик 
Старый барабанщик крепко спал
Потом проснулся, перевернулся
и на барабане застучал 
Тум-тум, бам-бам-бам
"Подружки на подушке"
Ребенок усаживается на подушку, по окончанию подушка вытягивается из-под ребенка 
Тушки-татушки, сидели на подушке
Пришли подружки, скинули с подушки!

"Мак маковистый"
Эта песенка для хоровода, песня поется, движения по ходу песни "изображаются". 
Мак-маковистый, 
Тонкий золотистый 
Как сеют мак, 
Как сеют мак? 
Припев: 
Так и этак вот и так 
Так и этак вот и так 
Так сеют мак, 
Так сеют мак. 
Мак-маковистый, 
Тонкий золотистый 
Как полют мак, 
Как полют мак? 
Припев: 
Так и этак вот и так 
Так и этак вот и так 
Так полют мак, 
Так полют мак. 
Мак-маковистый, 
Тонкий золотистый 
Как растёт мак, 
Как растёт мак? 
Припев: 
Так и этак вот и так 
Так и этак вот и так 
Так растёт мак, 
Так растёт мак. 
Мак-маковистый, 
Тонкий золотистый 
Как цветёт мак, 
Как цветёт мак? 
Припев: 
Так и этак вот и так 
Так и этак вот и так 
Так цветёт мак, 
Так цветёт мак. 
Мак-маковистый, 
Тонкий золотистый 
Как рвут мак, 
Как рвут мак? 
Припев: 
Так и этак вот и так 
Так и этак вот и так 
Так рвут мак, 
Так рвут мак. 
Мак-маковистый, 
Тонкий золотистый 
Как бьют мак, 
Как бьют мак? 
Припев: 
Так и этак вот и так 
Так и этак вот и так 
Так бьют мак, 
Так бьют мак. 
Мак-маковистый, 
Тонкий золотистый 
Как едят мак, 
Как едят мак? 
Припев: 
Так и этак вот и так 
Так и этак вот и так 
Так едят мак, 
Так едят мак. 
Мак-маковистый, 
Тонкий золотистый 
А где ж мак, 
А где ж мак?
"Сижу на камушке"
Один ребенок сидит на подушке в центре круга, прикрыв голову платком или прозрачной тканью. Осталь­ные водят вокруг хоровод, напевая:
Сижу, сижу на камушке,
Сижу на горючем.
А кто ж меня верно любит,
А кто ж меня сменит?
Меня сменит-переменит,
Еще приголубит?
После этих слов любой желающий может подойти и погладить по голове сидящего в кругу, стянуть с него ткань. После этого он сам садится и накрывает голову платком. Его «голубит» следующий игрок и т. д.
  • Аноним
    надо больше разных потешек тут озвучить)
Аноним Изменить
Отправить

Получатель:

Получатель:

Прямой эфир АнонимМ.Лынская Сенсорно-интегративная артикуляционная гимнастика АнонимИнтенсивный курс по М.А.Р. – методу активации речи Марианны Лынской. Осень 2017 АнонимИнтенсивный курс по М.А.Р. – методу активации речи Марианны Лынской. Осень 2017 АнонимСеминар - практикум « Нейропсихологические игры как базис запуска речи у не говорящих детей различного уровня развития внутри группового занятия» АнонимСеминар - практикум « Нейропсихологические игры как базис запуска речи у не говорящих детей различного уровня развития внутри группового занятия» АнонимСеминар - практикум « Нейропсихологические игры как базис запуска речи у не говорящих детей различного уровня развития внутри группового занятия» АнонимСеминар - практикум « Нейропсихологические игры как базис запуска речи у не говорящих детей различного уровня развития внутри группового занятия» АнонимМорская глубина: сенсорная игра с гидрогелем АнонимМ.Лынская Сенсорно-интегративная артикуляционная гимнастика АнонимКэрол Сток Крановиц Разбалансированный ребенок