Контактная информация

+ 7 (929) 642-67-64

Информация о блоге

3 публикации 6 комментариев 0 читателей
Посмотреть другие блоги


Как приучить ребенка спать отдельно? Обзор методикЗдоровый сон

Этот пост шевелился в моем мозге очень давно. Но он так не однозначен, что я решила представить не ответ на поставленный вопрос, а провести теоретический анализ различных теорий, методик и концепций, касательно отселения малыша в собственную кроватку. Безусловно, этот пост интересен больше тем семьям, где дети спят вместе с родителями. Намеренно не касаемся здесь вопроса о плюсах и минусах совместного сна, а также опускаем комментарии, типа «С рождения нужно было приучать»…Существует теория, что дети, спящие с рождения отдельно, в последующие возрастные кризы: полтора, три, пять лет могут приходить в родительскую кровать. Статистика показывает, что дети, которые в свои 5-6 лет все еще спят вместе с родителями, чаще всего имели опыт отдельного сна, и больше половины из них пришло в родительскую кровать после 1,5 лет.
Методика 1. «Кладете в кроватку и уходите». В целом, смысл методики понятен из названия: после соблюдения некоего ритуала отхода ко сну, родитель говорит ребенку «Спокойной ночи», и выходит. Тут нужно понимать, что слова «Спокойной ночи» ребенок начнет понимать не ранее 9-11 месяцев (авторитетно заявляю как логопед), следовательно, в более раннем возрасте, это будет выглядеть:  кладете ребенка в кроватку и исчезаете. А Вы бы какие чувства испытали, если бы мама вдруг исчезла? Думается, что как минимум захотели бы узнать причину, что и выражается в плаче ребенка. Такое развитие событий (на некоторых сайтах даже крайний вариант: истерика ребенка и выпрыгивание из кроватки, отшлепывание, пока не запомнит боль, и не будет даже пытаться заплакать!) вполне вписывается в эту теорию. Родителям предлагается: «взять секундомер и предоставить ребенку возможность выплеснуть негативные эмоции». Завидую крепким нервам этих родителей. Хитроумные психологи, придумавшие такой план, замечают, что вполне возможно: «укладывание займёт у вас 2-3 часа», но это никого не должно смущать. Меня правда заставило насторожиться: ребенок хочет спать, а мы 3 часа мучаем его нервную систему, а потом с недоумением обращаемся к неврологам, почему вдруг у него энурез, гиперактивность, проблемы со вниманием и т.п. Основной совет по этой методике: «Не дайте детям собой манипулировать, в истерике рождается новая личность»…Ну, что ж, Чикатило тоже вполне себе личность. 
Методика 2. «Мамин суррогат». Более душевная модификация первой теории. Кладете ребенка в кроватку, рядом мишкузайкукуклу, и сообщаете, что теперь это существо вместо мамы. То бишь вверяете ребенка плюшевому зайцу, и бегом из комнаты. Ребенок постепенно смиряется, привыкает спать с зайцем и все хорошо. Здесь же как правило предполагается использовать и другие щадящие психику приемы: одевать зайца в мамину футболку, оставлять горящим ночник. 
Методика 3. Подходит для тех, кто НЕ купил кроватку заранее и для детей, кто уже имеет некоторую степень понимания фразовых конструкций (после года). Покупаете кроватку, ставите ее в собранном виде на недельку. И каждый день, восхищаясь ею, рассказываете, какая она волшебная, как Оля (Настя, Ваня и пр.) будет спать в ней, как большая. Через неделю привозите матрас, периодически прикладываетесь на него, восхищаетесь его удобством. Вполне возможно, через две недели ребенок так проникнется, что к моменту сборки кроватки не захочет из нее уходить. Возможным решением будет совместный с ребенком выбор кроватки в магазине, покупка постельного белья и пр. Также можно придумать легенду о кроватке, как она потерялась и бродила темными лесами, поэтому у каждого ребенка должна быть своя кроватка, иначе она заблудится в лесу. Что ж, мне подумалось, что метод вполне гуманный, ибо насилия нет. Вот подумываю выбросить имеющуюся, и прикупить новую…
Вторая и третья методики в некотором смысле близки моему педагогическому духу, ибо позволяют пережить некий стресс более легко, благодаря игровому подходу. 
Методика 4. «Постепенное погружение». Ведь проблема не только в засыпании, проблема в «отдельном сне». Есть теория, что сначала нужно приучить ребенка в принципе спать без мамы, в родительской кровати. Т.е. мама уходит и спит в другом месте. Таким образом, ребенок отучается от «ночного посасывания». Опять же у мамы должны быть крепкие нервы, чтобы оставить ребенка спать одного в большой кровати. 
Методика 5. «Эпохальное переселение». Близка моему сознанию, так как подразумевается, что ребенок уже подрос, наспался с мамой, удовлетворив базовые потребности. А главное, способен понимать причинно-следственные связи и речь взрослых (не ранее 2 лет). С малышом проводится серьезная беседа о «крутости» отдельного сна, переход к отдельной кровати превращается в эпохальное событие (примерно, как поход в детский сад или школу). Возможно, привязывается к дню рождения ребенка, при этом кроватка с огромным бантом – необычный подарок. Здесь снова пригодится плюшевый заяц, он заранее готовится к переезду, спит с вами в кровати, а потом торжественно перекочевывает с малышом в свое ложе. 
Методика 6. «В ожидании чуда». Чудо состоит в том, что в один прекрасный момент (а поскольку каждый ребенок – индивидуальность, то хоть и в 10 лет) ребенок поймет, что родители во сне не очень хорошо пахнут, храпят, ограничивают пространство и пр. и сам пойдет восвояси. В общем-то, факт, что такое время наступит, и родителям захочется вернуть ту близость с ребенком, которая  была у них в момент совместного сна, другой вопрос: доживут ли они до этого. 
Если попыпататься обобщить описанные методы, то можно заключить, что выбор в первую очередь зависит от возраста. Так, малышей до года чаще всего перекладывают в рядом стоящую кровать, перекладывают после засыпания или через истерики. А с малышами после года пробуют договориться.  Главное в процессе приучения к кроватке ребенка старше года – убедить его в том, что, покидая родительскую постель,  он не столько теряет (комфорт, чувство защищенности), сколько получает что-то куда более ценное и нужное. 
Что ж я представила на ваш суд различные методы приучения ребенка к отдельному сну, которые мне удалось узнать. Представила я их с субъективной критикой, и очень надеюсь и на вашу. Может быть, так сообща мы изобретем безболезненный для всех сторон метод. 
Разумные принципы всех методик:
1. Всеобщий твердый настрой. В смысле, если мама решила, то и все остальные должны ее поддержать, и не пригревать ребенка у себя под крылом, приговаривая: «вишь, какая мать то у тебя ехидна». При этом, мама должна быть готова к этому повороту жизни внутренне, не делать этого из-за осуждения посторонних, внешнего понимания, что «так нужно». Нужно, безусловно, но нужно без истерик, не форсируя. Если мама готова, то у нее не возникнет внутренних сомнений, и она доведет дело до конца. 
2. Логично совершать переход к отдельной кроватке в отпуске или просто в те дни, когда Вы можете всецело посвятить себя ребенку,  ни на что не отвлекаясь, чтобы малышу не нужно было компенсировать недостаток общения с мамой совместным сном. 
3. Если ребенок действительно боится спать один, ему снятся кошмары, проявляются вегетативные реакции, прежде чем усугублять стресс, следует обратиться к психологу, неврологу.
4. Если мы говорим о сознательном возрасте отлучения, то считается нормальным периодический приход в родительскую кровать. Если малыш прибегает к вам посреди ночи, попросите его сходить принести себе подушку, потом отправьте за одеялом и простынкой. Если кроха приходил просто так, «на всякий случай», то, скорее всего, добравшись до своей кроватки, он снова заснет. Если же он явится к вам с полным набором постельных принадлежностей, значит, ему действительно необходимо ваше общество ночью.
5. Частое грудное вскармливание ночью почти не совместимо с отдельным сном. Следует развести во времени решение этих вопросов: сначала свести до одного количество ночных прикладываний или закончить ГВ, а потом приучать ребенка к кроватке. 
6. Не совмещайте одновременное формирование других навыков: например, не рекомендуется утром обучать есть самостоятельно (приучаться к горшку), а ночью приучаться к отдельному сну. 
7. Детям, родившимся с отклонением от типичного течения физиологических родов (кесарево сечение, родовая травма, недоношенность и пр.) рекомендуется спать совместно с родителями, как минимум до 2 лет. В целом, оптимальным возрастом для перехода в отдельную кровать считается возраст около 3 лет. 
8. Ритуалы, предшествующие самостоятельному засыпанию, должны соответствовать возрасту. Так, чтение сказки на ночь ранее 2,5-3 лет, вряд ли возымеет должный эффект. 

  • Марианн Лынская
    О наболевшем...Буду признательна за неучтенные в посте идеи
  • Рукимэка Жикута
    у меня вопрос - почему изначально, когда малыш засыпает не укладывать его в кроватку? я именно так делала и с первой ночи он спал в своей кроватке и в своей комнате, естественно это было с перерывами на кормление, и вставала я по 5 раз за ночь, а поскольку он, наевшись засыпал у меня на груди я снова укладывала его в кроватку и так до следующего кормления.
    сейчас у меня лично наболевшее - это процесс засыпания))) категорически с мамой))) иногда можем и по полтора часа ворочаться, зато заснув перекочевываем в кроватку на всю ночь. и еще у нас прогресс вот уже 2 недели как мы засыпаем без "титя" (грудь))))) спокойных и чудесных снов!
  • Аноним
    Я положила дочке в комнату большой матрас (двуспальный) на пол, на котором она и спит. То что он на полу удобно - не свалится. Плюс днем на нем можно играть и прыгать как на батуте. Я лежу с ней, пока она не уснет, когда вижу, что она вроде уснула, считаю до 50, чтобы наверняка и ухожу спать к мужу. И так примерно с 3 лет. До 3 лет я кормила грудью, в том числе и по ночам, поэтому просто спала с ней - так гораздо больше высыпаешься, чем если пытаться вставать по ночам. А дальше если ночью я просыпалась, то шла к мужу, а если не просыпалась, то так и спала с детенышем. Нам всем это комфортно. Никаких истерик. Я вполне привыкла по ночам курсировать, сил хватает и на это и на работу на полный день, в общем всячески рекомендую :)
  • Аноним
    Мы с рождения спим с папой и мамой, что удобно всем троим. С недавнего времени у кроватки сняли одну боковину и придвинули ее к родительской. Получился такой загончик для малыша. Малыш с мамой, а мама с папой :)) дальше пока не знаем, как будет. Но идея с новой кроваткой для " взрослого" мальчика понравилась! Спасибо,
  • Аноним
    А у мамы с папой личная жизнь замирает на эти 3 года? Да, говоришь какие-то добрые, приятные слова, да читаешь книгу (рассказываешь сказку) примерно с года, да , даешь попить (отводишь пописать) - все ,что малыш обычно требует, но потом - уходишь. Поверьте - и дети спокойнее и рассудительнее - у них есть время подумать о чем-то своем перед сном, и у родителей не начинается нервное расстройство от мысли,что АХ!! СЕЙЧАС НАЧНЕТСЯ!!nУ меня с двумя детьми было так. Опять же воспитание уважния к родителям, их авторитету, а не "МАМКА ДУРА" , как было у моей подруги...
Аноним Изменить
Отправить

Получатель:

Получатель:

Прямой эфир АнонимКэрол Сток Крановиц Разбалансированный ребенок АнонимКофейная коробка с пиратами АнонимПрограмма занятий "Сенсорно-интегративный логопедический интенсив" с 1 по 10 октября Наталья ПоповаПищалки-гремелки АнонимИнтенсивный курс по М.А.Р. – методу активации речи Марианны Лынской. Осень 2017 АнонимМ.Лынская Сенсорно-интегративная артикуляционная гимнастика АнонимИнтенсивный курс по М.А.Р. – методу активации речи Марианны Лынской. Осень 2017 АнонимИнтенсивный курс по М.А.Р. – методу активации речи Марианны Лынской. Осень 2017 АнонимСеминар - практикум « Нейропсихологические игры как базис запуска речи у не говорящих детей различного уровня развития внутри группового занятия» АнонимСеминар - практикум « Нейропсихологические игры как базис запуска речи у не говорящих детей различного уровня развития внутри группового занятия»